Бег в немалой степени способствует развитию такого жизненно важного качества, как выносливость, необходимого для укрепления здоровья, нормальной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Выносливость — это способность организма вьь поднять продолжительную физическую нагрузку, интенсивность которой колеблется в зависимости от возраста школьника, его физической подготовленности и состояния здоровья. Проявление выносливости можно обнаружить уже у детей младшего школьного (и даже дошкольного) возраста, однако только в среднем и старшем возрасте отчетливо прослеживается ее повышение (особенно если естественный ход развития этого качества стимулируется регулярной тренировкой с использованием комплекса целенаправленных физических упражнений).
Недавно был проведен такой опыт: оздоровительный бег использовали с лечебнопрофилактической целью в группе ослабленных детей 7—9 и 10—11 лет, страдающих повторными заболеваниями верхних дыхательных путей и обострениями хронического тонзиллита. Дети младшего школьного возраста круглогодично (при любой температуре воздуха) проводили занятия в Измайловском парке Москвы под руководством педагога Б. С. Толкачева. В течение первых 2 месяцев использовались такие средства, как легкий бег со средней скоростью 2,4 м/с, чередующийся с ходьбой, и подвижные игры — футбол и регби по упрощенным правилам. В начале систематических занятий дистанцию 300 м дети преодолевали с трудом, однако в результате постепенного наращивания беговой нагрузки и адаптации Организма они смогли свободно пробегать 2—3 км (при совершенно благоприятной реакции пульса, артериального давления и других объективных показателей состояния организма). После 3 месяцев занятий продолжительность каждой тренировки возросла с 45 мин до 2 ч. Развитие выносливости не сказалось отрицательно на скорости, чему также способствовали игры, включавшие скоростные элементы. Но самое важное: дети перестали болеть, пропускать по болезни занятия в школе. Разительным был и эффект закаливания — результат круглогодичных занятий на свежем воздухе.
Система занятий оздоровительным бегом для школьников должна предусматривать ряд факторов, от которых зависит эффективность их использования в физическом воспитании: в начале полового созревания (девочки 10—12 лет и мальчики 12—14 лет) ребята могут иметь существенные различия в темпах биологического созревания, что сказывается на их физическом, двигательном и функциональном развитии. В связи с этим руководитель группы (преподаватель, общественный инструктор физкультуры) при комплектовании групп любителей бега должен получить от врачебнофизкультурного диспансера не только справку о состоянии здоровья, но и оценку биологического возраста. При проведении занятий следует снижать нагрузку тем, у кого замедленные темпы полового развития.
Бег как основное средство развития выносливости предусматривает также включение в систему занятий упражнений на быстроту, развитие мышечной силы, ловкость, гибкость. Их удельный вес в программе оздоровительного бега основывается на приведенных выше закономерностях естественного развития физических качеств.
Систему внешкольных занятий целесообразно строить по отдельным этапам годового периода, чтобы каждый последующий период предусматривал увеличение нагрузок в полном соответствии с данными педагогического, врачебного контроля и самоконтроля (которому следует обучать детей начиная со среднего возраста).
Целесообразно создавать школьные клубы любителей бега в пределах одного микрорайона, привлекая к их организации учителей, ветеранов спорта, медицинский персонал школ, детские отделения врачебнофизкультурных диспансеров.
Важным условием сохранения устойчивого интереса к оздоровительному бегу является проведение разъяснительной работы среди учащихся и родителей, бесед о значении бега для укрепления здоровья и закаливания организма.
Занятия в различных группах школьных КЛБ рекомендуется проводить по специальным программам.
Недавно был проведен такой опыт: оздоровительный бег использовали с лечебнопрофилактической целью в группе ослабленных детей 7—9 и 10—11 лет, страдающих повторными заболеваниями верхних дыхательных путей и обострениями хронического тонзиллита. Дети младшего школьного возраста круглогодично (при любой температуре воздуха) проводили занятия в Измайловском парке Москвы под руководством педагога Б. С. Толкачева. В течение первых 2 месяцев использовались такие средства, как легкий бег со средней скоростью 2,4 м/с, чередующийся с ходьбой, и подвижные игры — футбол и регби по упрощенным правилам. В начале систематических занятий дистанцию 300 м дети преодолевали с трудом, однако в результате постепенного наращивания беговой нагрузки и адаптации Организма они смогли свободно пробегать 2—3 км (при совершенно благоприятной реакции пульса, артериального давления и других объективных показателей состояния организма). После 3 месяцев занятий продолжительность каждой тренировки возросла с 45 мин до 2 ч. Развитие выносливости не сказалось отрицательно на скорости, чему также способствовали игры, включавшие скоростные элементы. Но самое важное: дети перестали болеть, пропускать по болезни занятия в школе. Разительным был и эффект закаливания — результат круглогодичных занятий на свежем воздухе.
Система занятий оздоровительным бегом для школьников должна предусматривать ряд факторов, от которых зависит эффективность их использования в физическом воспитании: в начале полового созревания (девочки 10—12 лет и мальчики 12—14 лет) ребята могут иметь существенные различия в темпах биологического созревания, что сказывается на их физическом, двигательном и функциональном развитии. В связи с этим руководитель группы (преподаватель, общественный инструктор физкультуры) при комплектовании групп любителей бега должен получить от врачебнофизкультурного диспансера не только справку о состоянии здоровья, но и оценку биологического возраста. При проведении занятий следует снижать нагрузку тем, у кого замедленные темпы полового развития.
Бег как основное средство развития выносливости предусматривает также включение в систему занятий упражнений на быстроту, развитие мышечной силы, ловкость, гибкость. Их удельный вес в программе оздоровительного бега основывается на приведенных выше закономерностях естественного развития физических качеств.
Систему внешкольных занятий целесообразно строить по отдельным этапам годового периода, чтобы каждый последующий период предусматривал увеличение нагрузок в полном соответствии с данными педагогического, врачебного контроля и самоконтроля (которому следует обучать детей начиная со среднего возраста).
Целесообразно создавать школьные клубы любителей бега в пределах одного микрорайона, привлекая к их организации учителей, ветеранов спорта, медицинский персонал школ, детские отделения врачебнофизкультурных диспансеров.
Важным условием сохранения устойчивого интереса к оздоровительному бегу является проведение разъяснительной работы среди учащихся и родителей, бесед о значении бега для укрепления здоровья и закаливания организма.
Занятия в различных группах школьных КЛБ рекомендуется проводить по специальным программам.
Смотрите также: